Публикации к конкурсу
Эссе «Моё послание педагогическому сообществу»
Мы живём в быстро изменяющемся мире, в период развития цифровых технологий, создания искусственного интеллекта. Особенностью современного общества является быстрое внедрение высочайших технологий в жизнь и деятельность человека. Это имеет положительные стороны: делает нашу жизнь комфортной, освобождает от рутинного труда, даёт огромный поток информации. Но всё чаще учёные отмечают и отрицательные стороны использования ресурсов высоких технологий. Появление интернета и социальных сетей стирает пространственные и временные границы между людьми. То, что, казалось бы, объединяет, приводит к изоляции человека от других людей и реального мира. Реальное общение заменяется виртуальным, человек теряет интерес к живому общению. И изменяется сознание человека, система его базовых ценностей: любовь, семья, общение. Меняются ценностные ориентиры, когда приоритет отдаётся материальным благам.
Перед педагогами стоит сложная задача: раскрыть красоту реального мира, человеческих чувств, радость живого общения, совместной деятельности.
Учёные из разных стран ищут ответ на вопрос: какой человек будет нужен в ближайшем будущем. Эксперты из университета Мемфиса (США) утверждают, что через 10 лет главным навыком в работе станет совместное решение проблем. Уже сейчас крупные провайдеры онлайн-обучения Udemy сосредоточились на курсах по развитию soft skills («гибкие» навыки, «надпрофессиональные» навыки, которые помогают общаться с другими людьми) и критического мышления. Учёные небезосновательно полагают, что искусственный интеллект и автоматизация настолько сильно изменят рынок труда, что особенно ценными станут навыки, которые учат эффективно общаться и мыслить более широко. А при обучении, в тренде будет индивидуальный подход, который позволяет развить в человеке прежде всего личность.
Современным педагогам жизнь поставила задачу: формирование личности с творческим мышлением. В центре внимания – сам человек, как часть мироздания. Каждому человеку важно так развить своё сознание, чтобы понять себя, своё предназначение в жизни и жить в гармонии с собой и окружающим миром. Только через живое общение со сверстниками, наставниками и педагогами, ребёнок может познать себя и стать творцом своей жизни.
Каждый педагог при обучении своему предмету может внести вклад в общее дело – формировать личность ребёнка и творческое мышление. При обучении важно вводить элементы игры, импровизации, создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать ассоциативность, образность мышления, поиск нестандартных решений. Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он её найдёт. И, наоборот, проблемная ситуация подтолкнет к творческому поиску. Творческое мышление требует разнообразных знаний из разных областей жизни. Оно связано с ассоциативным характером мышления. Ассоциации – связи между различными блоками информации. Осмысление нового – стимул для творческого мышления. Творческое мышление – очень важный и нужный психологический процесс, доступный каждому. Развить способности к творчеству можно в любом возрасте, главное – пробудить потребность к этому.
Незаменимую роль в формировании творческой личности играет искусство: музыка, литература, живопись, народное творчество, театр, скульптура, архитектура. Искусство через эмоциональные переживания ведёт к постижению гармонии мира, красоты внутреннего мира человека, даёт опыт общественных отношений , опыт общения. Искусство приобщает к опыту всего человечества и помогает найти себя, как неповторимую индивидуальность.
И, конечно, незаменимо приобщение к искусству через самостоятельную деятельность, через занятия творческими видами деятельности: игра на музыкальном инструменте, пение в хоре, рисование, участие в театральной постановке и т.д. В исполнительской деятельности – безграничные возможности для проявления и развития творческих навыков, навыков совместной деятельности. Исполнение произведений искусства помогает эмоционально ярче прочувствовать художественный образ произведения, развивать воображение и ассоциативность мышления.
Педагогу, особенно, работающему в системе дополнительного образования, важно самому быть постоянно в творческом поиске, искать способы побуждения детей к творческому развитию. Сам процесс преподавания является разновидностью художественного творчества. Поэтому очень важно педагогу постоянно заниматься саморазвитием, развитием творческого мышления, творческих способностей. Педагог, как разносторонняя творческая личность сможет в каждом ребенке увидеть неповторимую индивидуальность, уникальную личность. И тогда произойдет самое главное – на занятии педагог сможет создать дружественную атмосферу совместного творчества, когда нет соперничества, а есть доброжелательность и радость от совместной деятельности и успехов товарищей. Только при сотворчестве педагога и учеников возможно формирование человека — личности, человека — творца, который сможет жить в гармонии с миром и станет творцом своей жизни.
-
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровая студия»
- Эссе «Моё послание педагогическому сообществу»
- Диагностическая карта результативности освоения общеобразовательной программы 1
- Диагностическая карта результативности освоения общеобразовательной программы 2
- Программа концерта «Новогоднее волшебство»
- Программа концерта «Новый год — это сказка»
- Программа концерта, посвященного дню славянской культуры и письменности
- Сценарий концерта «Новогоднее волшебство»
- Сценарий Музыкальной гостиной «Музыка русских композиторов XIX века»
- Сводная таблица участия в мероприятиях учащихся педагога Останиной В.А.
- Электронные образовательные ресурсы, созданные самостоятельно