Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности в условиях меняющегося мира.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, сравнивать и уметь работать с различными текстами, находить и интерпретировать информацию в них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты в повседневной и бытовой жизни.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. - Креативное мышление – умение и способности находить нестандартное решение задачи.
- Глобальные компетенции – умения и способности критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.
Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям.
В связи с этим, на государственном уровне ставиться задача формирования и оценки способности учащихся применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности являются международные исследования PISA, PIRLS, TIMSS.
ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ
• приобретения читательского литературного опыта • освоения и использования информации |
PIRLS – Progress in International Reading Literacy Study, 4 класс |
ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:
• всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы) • углублённых курсов математики и физики (11 класс) |
TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study, 4, 8 и 11 классы |
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
• читательской • математической • естественно-научной • финансовой СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ |
PISA – Programme for International Student Assessment, 15-летние школьники 9 и 10 классы |
Ролик о PISA
Документы:
Полезные ссылки для педагогов и родителей:
Банк открытых заданий
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
Диагностики функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы
Что значит быть грамотным? Методические рекомендации для детей и родителей