Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности в условиях меняющегося мира.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, сравнивать и уметь работать с различными текстами, находить и интерпретировать информацию в них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты в повседневной и бытовой жизни.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление – умение и способности находить нестандартное решение задачи.
  6. Глобальные компетенции – умения и способности критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.

 

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям.

В связи с этим, на государственном уровне  ставиться задача формирования и оценки способности учащихся  применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности являются международные исследования PISA, PIRLS, TIMSS.

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ

• приобретения читательского литературного опыта

• освоения и использования информации

PIRLS – Progress in International Reading Literacy Study, 4 класс
ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:

• всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы)

• углублённых курсов математики и физики (11 класс)

TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study, 4, 8 и 11 классы
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

• читательской

• математической

• естественно-научной

• финансовой СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

PISA – Programme for International Student Assessment, 15-летние школьники 9 и 10 классы

 

Ролик о PISA

Документы:

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”

http://school507spb.ru/FUNKS_GRAM/YKAZ_2018.pdf

Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН “Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы”

Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН “Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы”

Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН “Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы”

Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН “Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной школы”

Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН “Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы”

Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН “Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы”

План мероприятий направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Московского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2021/2022 учебный год

План мероприятий по формированию функциональной грамотности ГБОУ школа 489 Московского района Санкт-Петербурга

 

 

Полезные ссылки для педагогов и родителей:

Банк открытых заданий

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

Диагностики функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы

https://fg.resh.edu.ru/

Что значит быть грамотным? Методические рекомендации для детей и родителей

Примеры открытых заданий PISA