Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

  

Праздники России

Копирование и переработка любых материалов этого сайта для их публичного использования (размещение на других сайтах, публикации в печатных изданиях, размещение в электронных СМИ и проч.) разрешается исключительно при указании автора материала и наличии активной ссылки на сайт.

 

Проект «”Самая дорогая буква русского алфавита”: прошлое и настоящее»

Авторы проекта: Молчанова Татьяна, Галунин Дмитрий (5В класс).

Руководитель проекта: Ильина Оксана Сергеевна.

Проблема, побудившая к работе над проектом: на многих городских вывесках нашего города встречается буква «Ъ» на конце слов, но это противоречит современным орфографическим нормам русского языка. В связи с этим возникает ряд вопросов. Нет ли здесь ошибки? Почему твёрдый знак появляется там, где его быть не должно? Какова история этой буквы?

Цель проекта – узнать об истории и современном употреблении буквы «Ъ».

Задачи проекта:

1) познакомиться с историей буквы «Ъ» в русском языке;

2) вспомнить существующее правило употребления Ъ на письме;

3) проследить использование буквы «Ъ» в современных названиях, собрать картотеку примеров (фотографии, интернет-изображения);

4) обозначить причины использования Ъ в современных названиях.

Вывод. 

Опираясь на изученный материал, появление буквы «Ъ» на конце слов в современных названиях газет, учреждений, фирм, товаров и пр. можно оправдать с точки зрения истории этой буквы. Во-первых, как сверхкраткий гласный звук, который преобразует закрытый слог в открытый. Во-вторых, во всех этих словах буква «Ъ» является и показателем мужского рода, согласно законам древнерусского языка.

Слова, на конце которых используется Ъ (согласно нормам современного русского языка, это несвойственная для него позиция), являются ярким примером языковой игры, средством привлечения внимания.

По мнению филолога С.В. Друговейко-Должанской, «использование старых графем в том или ином названии, рекламе всегда призвано служить намёком на стабильность, солидность, незыблемость традиций».

Продукт проекта: презентация; картотека примеров (фотографии, интернет-изображения); текстовые материалы.

Презентация проекта